«Аэрофлот» ставит новые рейсы и раздает меганизкие тарифы
Нацперевозчик шокирует рынок растущими объемами перевозки и агрессивными ценовыми акциями. Среди клиентов – приятное возбуждение. Среди туроператоров – настороженность. Удастся ли им заработать вместе с нацперевозчиком или он идет добавить огня в непрекращающиеся тарифные войны на туристическом рынке?
Самолеты лишние, что ли?
Фрагмент из реальной переписки на Фейсбуке: «Аэрофлот» раздает меганизкие тарифы! Только что взял на выходные в декабре прямой рейс за 7 600 руб. в Рим. Нужны советы по отелю». – «Спасибо огромное! Тоже взяла билеты по вашей наводке на начало декабря».
Для туроператоров по Европе подобные сюжеты не в новинку. А вот интрига, которую сейчас нацперевозчик завязывает в Азии, наводит на размышления.
Во-первых, «Аэрофлот» резко расширяет объемы перевозки на таиландском направлении. В осенне-зимнем сезоне планирует выполнять 10 рейсов в неделю из Москвы на Пхукет, прошлой зимой их было семь. Периодичность полетов в Бангкок возрастает в полтора раза: 21 вылет в неделю вместо 14.
Во-вторых, авиакомпания заявила пять рейсов в неделю из Москвы в Коломбо (Шри-Ланка), на этом направлении она раньше работала эпизодически, и там вообще давно уже не было прямой перевозки из России.
Дальше. Есть неофициальная информация, что «Аэрофлот» планирует поставить рейсы на Денпасар (Бали), куда сейчас тоже никто напрямую из России не летает.
Чем обусловлены такие намерения? Необходимостью грузить растущий парк дальнемагистральных самолетов, полагают наблюдатели. С февраля 2013-го по июнь 2018 года «Аэрофлот» пополнил свой гараж 17 бортами Boeing 777-300ER, которые превосходят все его остальные суда по дальности и вместимости. Если считать европейские машины, то за последние 10 лет в парке авиакомпании прибыло 22 лайнера Airbus A330. Конечно, был и обратный процесс – какая-то техника выводилась из эксплуатации. Но тенденция к росту преобладает. В общей сложности «Аэрофлот» сейчас эксплуатирует 243 борта, и новые продолжат поступать. Надо как-то обеспечивать налет гигантской флотилии.
Именно этим фактором эксперты склонны объяснять растущую активность нацперевозчика на дальнемагистральных маршрутах и появление в его расписании новых направлений. Вопрос в том, как переварят азиатские маршруты обильную добавку регулярной авиаперевозки.
Затоварить Таиланд
«Что касается Таиланда, объективной потребности рынка в дополнительных объемах воздуха мы не видим. Ведь покупательная способность потребителей не растет. Она, как известно, снижается», – говорит Анна Подгорная, гендиректор туроператора «Пегас».
Больше всего вопросов вызывают полетные планы по Бангкоку: популярность близлежащего курорта – Паттайи – заметно идет на убыль, особенно среди пассажиров с высокими запросами (как раз целевая аудитория «Аэрофлота»). Клиентура перетекает на Пхукет. Но в островном аэропорту гораздо сложнее получить слоты, комментируют эксперты, очевидно, поэтому перевозчик и сделал более высокую ставку на континент. Так или иначе, ему предстоит побороться за пассажиров с целым рядом других регулярных авиакомпаний: Thai Airways летает в оба пункта напрямую, Emirates, flydubai и Air Arabia – с комфортными стыковками в ОАЭ.
Если к их объемам приплюсовать еще емкости, задействованные под клиентуру туроператоров, – а именно регулярку авиакомпании «Россия», которая входит в группу «Аэрофлота», и многочисленные чартеры, то вырисовывается перспектива серьезного профицита перевозки в сезоне зима-2018/2019. Со всеми вытекающими – распродажами горящих билетов, полной дезориентацией потребителя, которому по бросовым ценам достается продукт премиум-класса. В данный момент о возможном уровне цен на перевозку в Таиланд даже говорить преждевременно: заявленные тарифы на регулярку можно считать прогнозными, до конкретики дело дойдет, когда все участники игры определятся с объемами.
Шри-Ланка и Бали. Это будет сенсация?
Теперь о Шри-Ланке. Безусловно, прямая перевозка на Коломбо для рынка актуальна. Цены «Аэрофлот» заявил на приемлемом уровне: на первую половину декабря прямой перелет предлагается в розницу за 38 000 руб. в оба конца. Это чуть дороже туроператорских тарифов от арабских лоукостеров – flydubai и Air Arabia, летающих на Коломбо со стыковкой в Эмиратах. Вопросы вызывает только объем, на который замахивается «Аэрофлот». Пять прямых еженедельных рейсов из Москвы на Шри-Ланку – это реально много. «Да, но, с другой стороны, ограничиться одной-двумя частотами перевозчик не мог. Тогда его иностранные конкуренты просто снижали бы цены именно на эти дни недели, и всё равно не удалось бы выйти на нормальную загрузку», – полагает Юлия Сабурова, руководитель профильного департамента «ВЕДИ ТУРГРУПП».
Так или иначе, ланкийскому рынку теперь тоже светит значительный профицит перевозки. При условии, конечно, что заявленные «Аэрофлотом» планы реализуются.
Пока сохраняется интрига с Бали. «Если нацперевозчик поставит прямой рейс на Денпасар, – это будет сенсацией!» – говорит Максим Лобанов, президент туроператорской компании «ПАКС». «Да, перевозка на Бали – актуальная тема, – подтверждает Юлия Сабурова. – Сейчас доступны только стыковочные рейсы инокомпаний, но цены высокие: туроператорский тариф Singapore Airlines колеблется в пределах 650–980 $ в оба конца, в зависимости от дат. Цены – сдерживающий фактор. Потенциал спроса есть». Но хватит ли его, чтобы грузить дополнительные самолеты в Денпасар? Коммерческий директор TEZ TOUR Александр Буртин высказывается на эту тему скептически: «Перед Новым годом – да, рейсы будут заполняться, но в остальное время – вряд ли».
Власти Индонезии заинтересованы в увеличении турпотока из России. Планируются даже государственные дотации на авиаперевозку: по 25 $ за каждого пассажира чартера при условии, что он пробудет на Бали больше 11 ночей. Суммы заявлены недостаточные, уверен Александр Буртин, нужны такие дотации, чтобы цена билета для туристов снизилась до 500–600 $, т. е. до уровня Таиланда.
Но даже если это произойдет, привлечь дополнительную клиентуру на экзотические курорты вряд ли удастся – платежеспособных людей в России больше не становится. Начнется перетягивание пассажиропотоков с одного дальнемагистрального направления на другое, т. е. «Аэрофлот» будет конкурировать не только с другими перевозчиками, но и с самим собой. Вопрос: какая роль в предстоящей игре достанется туроператорам?
Кому по пути с «Аэрофлотом»
Показательный факт. Нишевые операторы, которые специализируются на экзотике, уверены, что «Аэрофлот» ставит рейсы в расчете на крупных производителей туруслуг. «Распределит блоки между компаниями Coral Travel, TEZ TOUR, ANEX Tour, «Пегас» и будет загружаться», – полагает, в частности, директор «Квинта-тур» Константин Денисов.
У самих тяжеловесов – другие мысли. «Рейсы «Аэрофлота» интересны тем туроператорам, у которых нет своей перевозки, – говорит Анна Подгорная. – Туроператоры, аффилированные с авиакомпаниями, думают о том, как загрузить их собственные емкости. Отчасти поэтому и расширяется география дальнемагистральных чартерных полетов: на Кубе уже освоен целый ряд новых курортов, та же ситуация в Доминикане, раскручивается Ямайка. Туроператоры переводят в пакетный формат те направления, которые раньше были территорией индивидуального туризма. Одна из главных причин состоит именно в том, что у туроператоров увеличивается количество широкофюзеляжных самолетов».
В самом деле, парки авиакомпаний, активных в туристической сфере, активно пополняются. Например, Royal Flight (аффилирована с Coral Travel) накануне лета получила Boeing 757-200 – уже 11-й дальнемагистральный самолет в ее флоте. У iFly Airlines (TEZ TOUR) в начале августа появился еще один Airbus A330-200, теперь авиакомпания эксплуатирует семь дальнемагистральных бортов. Azur Air (ANEX Tour) в июле приняла в эксплуатацию Boeing 777-300ER, в 2018 году продолжит расширять флот за счет Boeing 767 и Boeing 777.
Были поступления и у других перевозчиков, и если накануне лета-2018 участники туристического рынка опасались нехватки воздушных судов, то зимой-2018/2019 уместнее будет говорить о профиците. Поэтому наблюдатели соглашаются с Анной Подгорной: туроператоры-тяжеловесы вряд ли заинтересуются перспективой грузить блоки на новых рейсах «Аэрофлота», им бы обеспечить налет для своих машин. Компании средней руки вряд ли сделают нацперевозчику погоду по загрузке. Тем более что его туроператорские тарифы сплошь и рядом оказываются ниже тех цен, которые предлагаются клиентам в розницу (см. в начале статьи пример с билетами в Рим). Так что экономический смысл такого сотрудничества для турфирм теряется – вот одна из причин, почему сошла на нет практика блочных контрактов и не проводятся больше электронные аукционы.
Вот это конкурент
Надо признать, что и сам нацперевозчик не рассматривает участников туристического рынка как перспективных партнеров. Возвращаясь к теме его зимнего расписания, эксперты полагают, что он рассчитывает делать загрузку за счет транзитных потоков из Европы (стыковочные рейсы через Москву). Ну и поборется за самостоятельных путешественников, а также будет меганизкими тарифами привлекать клиентов, которые при других обстоятельствах купили бы пакетные туры.
Так что – да, «Аэрофлот» для туроператоров, скорее, конкурент, и зима на экзотических направлениях будет жаркой. Искушённые потребители – уже в ожидании распродаж.
Кроме "Аэрофлота", ценовой политикой в пользу пассажира радуют и другие авиакомпании, такие как "С7" и "Уральские Авиалинии", на многих популярных маршрутах, особенно в Германию, Италию, Кипр, уже установились очень привлекательные тарифы, да и на внутрироссийском рынке появились очень выгодные цены, Например из Новосибирска в Москву в обе стороны 8200 рублей, включая все сборы (у "С7").
Самолеты лишние, что ли?
Фрагмент из реальной переписки на Фейсбуке: «Аэрофлот» раздает меганизкие тарифы! Только что взял на выходные в декабре прямой рейс за 7 600 руб. в Рим. Нужны советы по отелю». – «Спасибо огромное! Тоже взяла билеты по вашей наводке на начало декабря».
Для туроператоров по Европе подобные сюжеты не в новинку. А вот интрига, которую сейчас нацперевозчик завязывает в Азии, наводит на размышления.
Во-первых, «Аэрофлот» резко расширяет объемы перевозки на таиландском направлении. В осенне-зимнем сезоне планирует выполнять 10 рейсов в неделю из Москвы на Пхукет, прошлой зимой их было семь. Периодичность полетов в Бангкок возрастает в полтора раза: 21 вылет в неделю вместо 14.
Во-вторых, авиакомпания заявила пять рейсов в неделю из Москвы в Коломбо (Шри-Ланка), на этом направлении она раньше работала эпизодически, и там вообще давно уже не было прямой перевозки из России.
Дальше. Есть неофициальная информация, что «Аэрофлот» планирует поставить рейсы на Денпасар (Бали), куда сейчас тоже никто напрямую из России не летает.
Чем обусловлены такие намерения? Необходимостью грузить растущий парк дальнемагистральных самолетов, полагают наблюдатели. С февраля 2013-го по июнь 2018 года «Аэрофлот» пополнил свой гараж 17 бортами Boeing 777-300ER, которые превосходят все его остальные суда по дальности и вместимости. Если считать европейские машины, то за последние 10 лет в парке авиакомпании прибыло 22 лайнера Airbus A330. Конечно, был и обратный процесс – какая-то техника выводилась из эксплуатации. Но тенденция к росту преобладает. В общей сложности «Аэрофлот» сейчас эксплуатирует 243 борта, и новые продолжат поступать. Надо как-то обеспечивать налет гигантской флотилии.
Именно этим фактором эксперты склонны объяснять растущую активность нацперевозчика на дальнемагистральных маршрутах и появление в его расписании новых направлений. Вопрос в том, как переварят азиатские маршруты обильную добавку регулярной авиаперевозки.
Затоварить Таиланд
«Что касается Таиланда, объективной потребности рынка в дополнительных объемах воздуха мы не видим. Ведь покупательная способность потребителей не растет. Она, как известно, снижается», – говорит Анна Подгорная, гендиректор туроператора «Пегас».
Больше всего вопросов вызывают полетные планы по Бангкоку: популярность близлежащего курорта – Паттайи – заметно идет на убыль, особенно среди пассажиров с высокими запросами (как раз целевая аудитория «Аэрофлота»). Клиентура перетекает на Пхукет. Но в островном аэропорту гораздо сложнее получить слоты, комментируют эксперты, очевидно, поэтому перевозчик и сделал более высокую ставку на континент. Так или иначе, ему предстоит побороться за пассажиров с целым рядом других регулярных авиакомпаний: Thai Airways летает в оба пункта напрямую, Emirates, flydubai и Air Arabia – с комфортными стыковками в ОАЭ.
Если к их объемам приплюсовать еще емкости, задействованные под клиентуру туроператоров, – а именно регулярку авиакомпании «Россия», которая входит в группу «Аэрофлота», и многочисленные чартеры, то вырисовывается перспектива серьезного профицита перевозки в сезоне зима-2018/2019. Со всеми вытекающими – распродажами горящих билетов, полной дезориентацией потребителя, которому по бросовым ценам достается продукт премиум-класса. В данный момент о возможном уровне цен на перевозку в Таиланд даже говорить преждевременно: заявленные тарифы на регулярку можно считать прогнозными, до конкретики дело дойдет, когда все участники игры определятся с объемами.
Шри-Ланка и Бали. Это будет сенсация?
Теперь о Шри-Ланке. Безусловно, прямая перевозка на Коломбо для рынка актуальна. Цены «Аэрофлот» заявил на приемлемом уровне: на первую половину декабря прямой перелет предлагается в розницу за 38 000 руб. в оба конца. Это чуть дороже туроператорских тарифов от арабских лоукостеров – flydubai и Air Arabia, летающих на Коломбо со стыковкой в Эмиратах. Вопросы вызывает только объем, на который замахивается «Аэрофлот». Пять прямых еженедельных рейсов из Москвы на Шри-Ланку – это реально много. «Да, но, с другой стороны, ограничиться одной-двумя частотами перевозчик не мог. Тогда его иностранные конкуренты просто снижали бы цены именно на эти дни недели, и всё равно не удалось бы выйти на нормальную загрузку», – полагает Юлия Сабурова, руководитель профильного департамента «ВЕДИ ТУРГРУПП».
Так или иначе, ланкийскому рынку теперь тоже светит значительный профицит перевозки. При условии, конечно, что заявленные «Аэрофлотом» планы реализуются.
Пока сохраняется интрига с Бали. «Если нацперевозчик поставит прямой рейс на Денпасар, – это будет сенсацией!» – говорит Максим Лобанов, президент туроператорской компании «ПАКС». «Да, перевозка на Бали – актуальная тема, – подтверждает Юлия Сабурова. – Сейчас доступны только стыковочные рейсы инокомпаний, но цены высокие: туроператорский тариф Singapore Airlines колеблется в пределах 650–980 $ в оба конца, в зависимости от дат. Цены – сдерживающий фактор. Потенциал спроса есть». Но хватит ли его, чтобы грузить дополнительные самолеты в Денпасар? Коммерческий директор TEZ TOUR Александр Буртин высказывается на эту тему скептически: «Перед Новым годом – да, рейсы будут заполняться, но в остальное время – вряд ли».
Власти Индонезии заинтересованы в увеличении турпотока из России. Планируются даже государственные дотации на авиаперевозку: по 25 $ за каждого пассажира чартера при условии, что он пробудет на Бали больше 11 ночей. Суммы заявлены недостаточные, уверен Александр Буртин, нужны такие дотации, чтобы цена билета для туристов снизилась до 500–600 $, т. е. до уровня Таиланда.
Но даже если это произойдет, привлечь дополнительную клиентуру на экзотические курорты вряд ли удастся – платежеспособных людей в России больше не становится. Начнется перетягивание пассажиропотоков с одного дальнемагистрального направления на другое, т. е. «Аэрофлот» будет конкурировать не только с другими перевозчиками, но и с самим собой. Вопрос: какая роль в предстоящей игре достанется туроператорам?
Кому по пути с «Аэрофлотом»
Показательный факт. Нишевые операторы, которые специализируются на экзотике, уверены, что «Аэрофлот» ставит рейсы в расчете на крупных производителей туруслуг. «Распределит блоки между компаниями Coral Travel, TEZ TOUR, ANEX Tour, «Пегас» и будет загружаться», – полагает, в частности, директор «Квинта-тур» Константин Денисов.
У самих тяжеловесов – другие мысли. «Рейсы «Аэрофлота» интересны тем туроператорам, у которых нет своей перевозки, – говорит Анна Подгорная. – Туроператоры, аффилированные с авиакомпаниями, думают о том, как загрузить их собственные емкости. Отчасти поэтому и расширяется география дальнемагистральных чартерных полетов: на Кубе уже освоен целый ряд новых курортов, та же ситуация в Доминикане, раскручивается Ямайка. Туроператоры переводят в пакетный формат те направления, которые раньше были территорией индивидуального туризма. Одна из главных причин состоит именно в том, что у туроператоров увеличивается количество широкофюзеляжных самолетов».
В самом деле, парки авиакомпаний, активных в туристической сфере, активно пополняются. Например, Royal Flight (аффилирована с Coral Travel) накануне лета получила Boeing 757-200 – уже 11-й дальнемагистральный самолет в ее флоте. У iFly Airlines (TEZ TOUR) в начале августа появился еще один Airbus A330-200, теперь авиакомпания эксплуатирует семь дальнемагистральных бортов. Azur Air (ANEX Tour) в июле приняла в эксплуатацию Boeing 777-300ER, в 2018 году продолжит расширять флот за счет Boeing 767 и Boeing 777.
Были поступления и у других перевозчиков, и если накануне лета-2018 участники туристического рынка опасались нехватки воздушных судов, то зимой-2018/2019 уместнее будет говорить о профиците. Поэтому наблюдатели соглашаются с Анной Подгорной: туроператоры-тяжеловесы вряд ли заинтересуются перспективой грузить блоки на новых рейсах «Аэрофлота», им бы обеспечить налет для своих машин. Компании средней руки вряд ли сделают нацперевозчику погоду по загрузке. Тем более что его туроператорские тарифы сплошь и рядом оказываются ниже тех цен, которые предлагаются клиентам в розницу (см. в начале статьи пример с билетами в Рим). Так что экономический смысл такого сотрудничества для турфирм теряется – вот одна из причин, почему сошла на нет практика блочных контрактов и не проводятся больше электронные аукционы.
Вот это конкурент
Надо признать, что и сам нацперевозчик не рассматривает участников туристического рынка как перспективных партнеров. Возвращаясь к теме его зимнего расписания, эксперты полагают, что он рассчитывает делать загрузку за счет транзитных потоков из Европы (стыковочные рейсы через Москву). Ну и поборется за самостоятельных путешественников, а также будет меганизкими тарифами привлекать клиентов, которые при других обстоятельствах купили бы пакетные туры.
Так что – да, «Аэрофлот» для туроператоров, скорее, конкурент, и зима на экзотических направлениях будет жаркой. Искушённые потребители – уже в ожидании распродаж.
Кроме "Аэрофлота", ценовой политикой в пользу пассажира радуют и другие авиакомпании, такие как "С7" и "Уральские Авиалинии", на многих популярных маршрутах, особенно в Германию, Италию, Кипр, уже установились очень привлекательные тарифы, да и на внутрироссийском рынке появились очень выгодные цены, Например из Новосибирска в Москву в обе стороны 8200 рублей, включая все сборы (у "С7").